Слово ката означает "форма", внешний вид. Иероглиф ката
составлен из трех иероглифов:
Katachi, означающего "форма"
Kai, означающего "резать"
Tsuchi, означающего "земля" или
"почва".
Дословный перевод слова ката - "форма которая режет
землю".
Ката - это последовательность блоков, тычков и ударов
выполняемых в одной или более стойках, включая движения вперёд, назад и в
стороны. Количество движений и их последовательность очень специфичны.
Баланс между наступлением и обороной, использующиеся стойки, направление и
способ передвижения - всё это даёт каждому ката свой собственный, отличный
от других характер.
Путём практики ката, изучается традиционная техника
используемая в бою. Также развиваются баланс, координация дыхание и
концентрация. При правильном выполнении, ката являются прекрасными
физическими упражнениями и очень эффективным способом подвести итог в
своем разуме и закалить свое тело. Ката воплощает идею рен ма (ren
ma) , или "всегда оттачивающий" - при старательной практике
движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к
каждой детали, которая необходима для совершенствования ката , развивает
самоконтроль.
Путем концентрации, самоотдачи и практики вы можете
достигнуть высшего уровня обучения, при котором ката настолько вкореняется
в подсознание, что теряется надобность сознательного внимания. Это и есть
то, что мастера Дзэн называют мушин
(mushin), или "без сознания". Сознание, рациональное мышление
совсем не используется на практике - то, что раньше запоминалось, теперь
происходит самопроизвольно.
Практика традиционного ката это также способ для каратэка
показать своё уважение к происхождению и истории Киокушин Каратэ и
боевых искусств в целом.
Ката Киокушинкай находят свои истоки в двух течениях
учения каратэ: системы годзю-рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан
Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из
Окинавы в 1922 г.. Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель
сильной системы шито-рю, тренировались вместе под руководством Окинавских
учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел
ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также
тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн
Мияги начал учиться под руководством Хиоганна в возрасте 14 лет, после
того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым
Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это член Шорей-рю, группы
школ Наха-те, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского
кемпо. Хигаонна начал изучать Кемпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал
в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет,
обучаясь у учителя Кемпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю
Рюко). Стиль Кемпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти
формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности
врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на
его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра,
концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств,
которые вышли из Китая того времени.
Южный Китай,
где учился Хигаанно, был в основном областью рек и рисовых полей.
Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е.
занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы
часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было
удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя (Ма-ай) была маленькой.
Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на
стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками,
развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки Гичин Фунакоши
(1868-1958), отец современного ката и инструктор Мае Оямы с 1938 по
1945 г.. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники
сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой
стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо
ката - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.
Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий,
внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было
привезено из Китае его учителем Хигаонна. Теория круга и Точки, как
считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств
периода Сунг (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных
тренировкам Мас Оямы, во время которых он близко наблюдал движения
обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так
по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой
системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала
влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие
как Тай Ч'и Ч'уан, Такуа и Хзинт-и.
В отличии от
ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел
сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на
которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые
пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при
котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была
сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали
движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков.
Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и
удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными
стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но -
это типичный пример ката северного влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и
Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких
друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники
различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием
разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли
все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со
временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно
отличались.
В
ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и
Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому
Киокушин-рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в
многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется
и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и
он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В
ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого,
и через эти ката продолжаются традиции классического искусства
каратэ.
В соответствии с источником
влияния, ката Киокушин могут быть сгруппированы следующим
образом:
Наха-те - самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо,
Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
Шури-те - самое сильное северное влияние: Цуки но
Ката, Канку (Кушонку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо).
Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно
найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в
некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями
Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас
Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во
многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным
образом ката из Шотокана, но они были сокращены.
По отношению к многочисленным ката,
которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники
ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не
имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В
индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник
ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й
дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката
происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол луны” или
“полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или
ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма
. Найканчин - это прекрасные ката, включающие красивые и очень
практические важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в
программе, обе школы, и шотокан и Годзю, все еще практикуют ката
Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния),
перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков;
более продвинутые ката Киокушин пришли главным образом из источников
Южного влияния:
1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши
столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с
основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не
практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые
были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ.
Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как
Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905
году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в
общественной школе в Окинаве с 1901 года.
2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката
Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что
скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как
имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих
знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в
Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под
руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были
взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых
искусств.
Названия
ката.
Вполне возможно, что ката раньше
вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда
количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя
определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже
ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в
переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские
(благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не
похожи на физические движения или психологические отношения, в них
выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце
мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката
может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена
некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно,
первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные
дают возможность предположить возможное буддиское влияние на использование
определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой
связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное
нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало
известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например,
первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с
модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество
используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных;
некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые
могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной
интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает
необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование
должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью
практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть
сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно
важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Мае Ояма
говорил:"Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в
каратэ". Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на
которых находят свое выражение предложения и фразы нашего
каратэ.
Значение
имен.
По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката
взяты от известных Окинавских воинов, или относятся к истории древнего
Китая, они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны
быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций,
однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что
совершенно теряется, и нет уместной причины для ее
использования.