ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ТРАВМАТИЗМА
Одной из причин возникновения травм на занятиях каратэ является
неудовлетворительное состояние покрытия пола.
Неровное покрытие, щели в татами, плохо натянутая или рваная покрышка
могут быть причиной повреждения (растяжений и разрывов связок
голеностопного и коленного суставов, растяжений и вывихов в локтевом и
плечевом суставах, переломов костей голени и рук).
Если татми очень твердое и плохо скреплены обкладные маты или оно
расположено близко от стены, колонн и в зале нет мягких стен, а
радиаторы отопления, мебель, гимнастические снаряды, штанга, гири,
гантели и другой инвентарь находится близко (ближе 2 м) от татами, то
все это может привести занимающихся к различным повреждениям.
Если татами мало, а на нем тренируются несколько пар, то возможны ушибы
от столкновения занимающихся. На каждого занимающегося должно быть не
менее 4 кв. м площади ковра. Неисправный инвентарь может быть также
причиной травм. Нельзя выполнять упражнения со штангой без замков: может
соскочить диск и привести к ушибам. Ржавые и имеющие брак литья гири и
гантели (в виде заусениц) будут причиной ссадин и ран. Неисправность и
плохое состояние гимнастических снарядов (стенка, перекладина, кольца,
канат, трапеция) обычно приводят к падению занимающегося со снаряда.
При проверке исправности снарядов особое внимание следует обращать на
состояние креплений и тяг (особенно мест, подвергающихся трению),
чистоту мест захвата (ржавчина может быть причиной ссадин, которые при
загрязнении приводят к заболеванию флегмоной, а засаленность
снаряда—причиной срыва и падения занимающегося).
Занятия бойца в тесной одежде, сковывающей движения, приводят к
растяжениям и вывихам. Если спортсмен надел обувь, не соответствующую
размерам его ноги, или плохо зашнуровал ботинки, то это может быть
причиной растяжений и разрывов связок пальцев и голеностопного сустава.
Травмы вызываются и другими неблагоприятными условиями.
Пониженная температура способствует охлаждению тела и возникновению
растяжений, разрывов мышц и связок.
Повышенная температура и влажность ведут к быстрому утомлению, нарушению
координации движений, неточности движений.
Очень яркое освещение утомляет зрение и снижает внимание, а при
длительном воздействии приводит к заболеванию глаз. Пониженное освещение
в первый период способствует повышению внимания, а в дальнейшем вызывает
утомление. Пониженное внимание является причиной столкновений
занимающихся и неправильного выполнения приемов.
Для предотвращения травм перед каждым занятием надо проверить состояние
мест занятий, оборудования и инвентаря. Проверить исправность татами,
покрышки, снарядов, на которых проводятся упражнения, измерить
температуру и влажность воздуха и привести места занятий в нормальное
состояние.
Большое значение в предупреждении травм имеет правильная организация
занятий. Для этого необходимо соблюдать следующие требования.
Занятия надо начинать не раньше чем через 1,5—2 часа после приема пищи и
работы на производстве и заканчивать не позднее чем за 2 часа до сна.
Промежутки между занятиями должны быть такими, чтобы организм
занимающихся успел восстановиться. Практика показала, что наиболее
целесообразны трехразовые занятия в неделю. После занятий с большой
нагрузкой дают больше времени для отдыха. Обычно такую нагрузку
выполняют перед двухдневным отдыхом.
После длительных, трудных соревнований занятия проводятся с пониженной
нагрузкой. Юноши занимаются 1,5 часа, взрослые—2 часа, а мастера спорта
от 2 часов 30 минут до 4 часов. Если этих требований не соблюдать, то у
занимающихся накапливается усталость, наступает перетренировка,
нарушается координация движений, а все это приводит к травмам.
Расписание занятий в зале надо планировать так, чтобы в перерывы можно
было убрать зал, проветрить его, провести мелкий ремонт инвентаря и
оборудования.
В зале необходимо проводить занятия только с одной группой. Если в зале
находится несколько групп, которые тренируются по различным видам
спорта, то это создает условия для рассеивания внимания занимающихся,
что может быть причиной травмы.
В группе должно быть не более 30 занимающихся. В этом случае учитель
сможет уделить достаточно внимания каждому бойцу, своевременно заметить
и исправить ошибки. Надо, помнить, что ошибка может быть причиной
травмы. При большем количестве занимающихся учителю необходимо взять
себе в помощники опытных спортсменов (старших учеников).
Занятия в группе следует проводить с учетом возраста, физической и
спортивной подготовленности. Проведение схваток и упражнений в парах
между учениками различной подготовленности без контроля тоже может
привести к травмам.
Соблюдение требований методики обучения и тренировки. Занимающиеся
должны хорошо уяснить, как правильно выполнять упражнение. При показе
приемов и упражнений надо указать, что должен делать боец, чтобы
избежать травм.
При разучивании нового приема и упражнения у занимающихся должно
сложиться правильное представление о движении. Неправильное
представление о движении ведет к грубым и опасным ошибкам.
Причиной травм могут быть пробелы в подготовке бойца в результате
несистематического посещения занятий.
Для изучения следует подбирать посильные для группы приемы и упражнения.
Попытки выполнения непосильных приемов и упражнений обычно приводят к
травмам. Травмы неизбежны, если занимающиеся будут выступать на
соревнованиях без достаточной подготовки. Недостаточно закрепленные
навыки, плохая ориентировка на татами, неправильное выполнение приемов и
самостраховки приводят к повреждениям.
Чтобы предотвратить травмы во время занятий, бойцы должны прочно усвоить
следующие требования:
а) нельзя проводить прием, находясь спиной к краю татами, если это
вызовет падение партнера за татами; нельзя выполнять прием, когда бойцы
вышли за границы площади, отведенной тренером для занятий;
б) при разучивании приемов удары в прыжке следует проводить от центра
татами к краю—это снижает опасность столкновений;
в) бойцам, которые не заняты в схватках, нельзя сидеть на татами спиной
к тренирующимся — это может привести к удару со стороны выполняющего
атаку. Боец, оказавшийся в поединке или при разучивании приемов лежащим
на татами, должен быстро встать, потому что на него может упасть другой
боец;
г) когда в результате нападения создается опасная ситуация для
противника, проведение приемов и других действий, которые могут
увеличить опасность, следует прекратить. Это требование распространяется
и на случаи, когда опасная ситуация складывается в результате действий
бойца, которому грозит опасность.
Опасную ситуацию следует возможно быстрее ликвидировать совместными
усилиями всех бойцов. Любой боец, заметивший опасную ситуацию, должен
подать сигнал к прекращению дальнейших действий. Для того чтобы
занимающиеся могли предотвращать опасность, учитель обязан разъяснить,
какие ситуации в каратэ наиболее опасны и как их ликвидировать.
Правильное построение урока имеет большое значение для предотвращения
травм. Учитель должен следить за влиянием нагрузки на занимающихся и
снижать ее, когда замечает признаки усталости.
Планируя урок, надо продумать, где и при выполнении каких упражнений
занимающимся грозит опасность получения травм и какие меры следует
принять, чтобы их избежать.
Врачебный контроль помогает предотвратить травмы на занятиях. Врач и
учитель определяют, как влияют занятия каратэ на здоровье занимающихся,
и применяют наиболее эффективные методы для укрепления здоровья. Для
контроля за состоянием тренированности и здоровьем бойцов проводятся
периодические врачебные обследования.
Первичное врачебное обследование занимающихся перед началом занятий в
группе позволяет учитывать состояние здоровья и индивидуальные
особенности бойцов и правильнее строить процесс занятий.
Под особым контролем врача находятся бойцы, перенесшие заболевания или
травму. Спортсмены, перенесшие заболевание и недостаточно окрепшие после
него, быстро утомляются, у них нарушается координация движений, а это
может привести к травме.
Приступать к занятиям после не совсем залеченной травмы надо осторожно,
чтобы не вызвать перегрузки здоровых органов.
|